Формирование самостоятельности у ребёнка при обучении современной хореографии
Читающие мою статью возможно с чем-то будут не согласны. Как следствие - они задумаются, и таким образом, моя статья даст толчок для собственного осмысления затронутой мной темы. Собственного, а значит – САМОСТОЯТЕЛЬНОГО!
Что же такое «самостоятельность»?
- Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать. Способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.
- Самостоятельность - это возможность самому направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться своей жизнью. Возможность делать то, что хочется делать именно тебе именно сейчас. Самостоятельный человек контролирует себя сам, а не кем-то извне. Предоставить самостоятельность - это значит предоставить свободу выбора. За эту свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать.
- Самостоятельность - обязательный атрибут взрослости. Противоположность самостоятельности - несамостоятельность, а то и беспомощность.
Как «воспитывать самостоятельность»? Чтобы дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
- создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам
- создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной
- создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.
А почему я – педагог и хореограф современной хореографии – решила посвятить формированию самостоятельности у маленького Человека статью? Потому, что последнее десятилетие наблюдаю вопиющий инфантилизм, желание делать только то, что приносит удовольствие (развлекаться), нежелание (даже боязнь) брать на себя ответственность за что-либо у большинства детско-юношеской аудитории, с которой жизнь меня сводит как педагога и хореографа. Потому, что последнее десятилетие вижу, как в этом потакают этой аудитории их самые родные взрослые люди – родители. Потому, что мне не безразлично будущее моей Родины, чьими гражданами будут нынешние дети и подростки. Потому, что считаю, что как педагог и профессионал в своей области – в современной хореографии – могу ПОМОЧЬ тем, с кем меня общий творческий интерес сводит вместе в студии «Метаморфозы», сформировать активную, позитивную, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ жизненную позицию. Потому, что хочу поделиться своими мыслями, как занятия современной хореографией в студии «Метаморфозы» помогают формировать САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Современная хореография . Хореограф Начо Дуато – ученик Мориса Бежара и Иржи Килиана – на вопрос о том, что такое современный балет, ответил: «Современно то, что хорошо». Лучшие современные артисты балета создают на мировых сценических подмостках запоминающиеся образы, используя целый арсенал средств:
- высочайшую (прекрасную) технику классического танца
- различные техники contemporary признанных современных хореографов
- эмоциональность и чувственность, опирающиеся на богатые знания самого артиста.
Артистов-профессионалов в области современного балета и хореографии готовит система общего образования России. А вот зрителя – интеллектуала воспитывает и формирует система дополнительного образования страны, в подобных детской студии «Метаморфозы» коллективах. Ведь Профессионалам, исполнителям самого высокого уровня необходим и соответствующий зритель. Воспитание, формирование такого Зрителя-интеллектуала - процесс долгий, сложный, но не менее интересный, чем воспитание исполнителя – Профессионала. Начинать его нужно с детства…
В основу обучения современной хореографии в студии «Метаморфозы» заложено моё, как педагога, желание научить ребёнка за все восемь лет его занятий работать и танцевать добровольно и самостоятельно. И основными моими помощниками на пути к осуществлению этого моего педагогического желания всегда были интересы ребёнка. Начало – это вызвать такой интерес. Как это делается? Надо увлекать танцем! На каждом году обучения современной хореографии это делается мной по-разному, с учётом возрастных возможностей ребёнка…
В «Метаморфозы» ребёнка приводят родители. Семилетний человечек не всегда понимает ЗАЧЕМ? И занятия в студии с первых дней начинают отвечать ему на этот вопрос. Оказывается он – ребёнок - может получать удовольствие не только от «общения с гаджетом», но и от движения под музыку, от необычных музыкально-голосовых игр и этюдов со сверстниками, от создания образов сказочных героев, зверей и птиц, от исполнения под музыку и без нее разных, порой очень странных, движений. И вот уже ребёнок САМ следит, чтобы не пропустить занятие в студии, САМ собирает форму для занятия, САМ выбирает посещение занятия в «Метаморфозах», а не развлеченье чем-нибудь. Это первые проявления самостоятельности, которые одинаковы на всех начальных годах обучения системы дополнительного образования, каким бы направлением деятельности ребёнок не занимался. Это этап, когда педагог грамотно создал ситуацию «самостоятельность возможна и по силам ребёнку».
Начиная с третьего года, комплексная программа студии «Метаморфозы» в целом направлена на создание ситуации, когда самостоятельность и взрослость - престижны и становятся привлекательными. Изучение же современной хореографии с третьего года обучения – это начало активного ТВОРЧЕСТВА и в процессе обычного занятия, и в процессе репетиций совместно со старшими и младшими студийцами, и, конечно, в процессе участия в выступлениях на сценических площадках. Увлекать танцем ребёнка, моего ученика, продолжаю
- подчёркивая красоту танца и многообразие его стилей
- уделяя много внимания его художественной стороне, разбирая с детьми актёрские образы исполняемых ребёнком танцевальных партий
- начиная беседовать об истории возникновения и становления танцевальной культуры в России и в мире
В комплексной программе студии «Метаморфозы» есть та необходимая системность и стройность, которая за 8 лет её освоения позволяет осваивающему её ребёнку сформировать самостоятельные взгляды и отношение не только на современную хореографию, но и на балет, как интеллектуальный вид искусства. На сегодняшний момент, когда в нашей стране из-за отсутствия образования в области современной хореографии равного образованию в области классического танца, отношение зрителя к постановкам, использующим современную хореографию, мягко говоря, прохладное, я много времени в своей программе уделяю теоретическим знаниям, занимаясь с детьми 5 и 6 годов обучения. Беседы – лекции, краткие сведения в виде реплик, обсуждение в виде материалов позволяют детям формировать собственное отношение к тому, что в истории развития современной хореографии, у её «пионеров» было не принято на премьерах, а потом стало своего рода «классикой» contemporary dance. Примеры того, что сначала порицалось, а потом было сочтено воплощением балетного мастерства: «Весна священная» Нижинского, отказ Баланчина от костюмов и декораций, Прокофьевская музыка для «Ромео и Джульетты». Эти примеры показательно иллюстрируют, что свойственный балетному театру консерватизм, порождает консерватизм и у зрителей. Это делает балет маргинальным искусством, лёгким развлечением, а не стимулом к размышлениям, делает балет искусством с предопределёнными возможностями и ограниченной аудиторией… Чтобы побороть эти отрицательные тенденции, ограниченность восприятия балета - этого интеллектуального искусства, надо формировать самостоятельность в суждениях НОВОГО поколения зрителей. Поэтому на занятиях по своей программе «Креативные технологии ..» я предлагаю детям познакомится с версией «Весны священной» Мориса Бежара, а самостоятельно, в интернете, познакомиться с версиями других мировых хореографов. Поэтому в репертуаре студии «Метаморфозы» много концертных номеров исполняемых в так называемой «балетной форме», являющейся сценическим костюмом. Поэтому в год 300-летия Санкт–Петербурга в репертуаре студии появилась танцевальная миниатюра «Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта».
В последние два года обучения я стараюсь создать ситуацию, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Дети 7 и 8 года обучения - это подростки 13 – 16 лет, начинающие серьёзно задумываться о своей будущей взрослой жизни. Современная общеобразовательная школа в этот возрастной период подростка загружает его так, что свободного времени у него ПОЧТИ не остаётся. Вот это ПОЧТИ и пытаюсь занять у своих учеников нашим любимым делом, нашим совместным творчеством. В каждую встречу, кроме непосредственно «танцевания», в моменты отдыха, восстановления дыхания, веду доверительные беседы о жизни, смерти, любви, о счастье и о горе, об угрозе третьей мировой войны и о политике, о том, что ИХ волнует. И, конечно, не забываю уделять время
- рассказам о ярких представителях различных профессий, создававших и создающих хореографию, образы, костюмы, декорации, музыку к признанным танцевальным мировым постановкам и просматривая совместно с ребёнком их в видеозаписях или на сценических площадках
- ещё и ещё раз беседам о том, что танец укрепляет здоровье и хорошее самочувствие
Вот и получается, что начав в ежедневной (повседневной) жизни формировать свою самостоятельность в моменты
- когда он впервые ручонками отталкивает протянутые к нему руки взрослого, предлагающие помощь
- когда произносит: «Я – сам!»
- когда встаёт перед первым выбором, например, какую рубашку (платье, штанишки, футболку и т.д.) одеть из нескольких приготовленных родными взрослыми в детский сад.
ребёнок продолжает формировать самостоятельность в процессе обучения чему-либо.
Обучающий (родитель, воспитатель, педагог, друг) предлагает обучаемому (ребёнку) новую информацию. В каждый возрастной период жизни ребёнка механизм ( алгоритм, способ) предложения новой информации различен и с ростом ребёнка усложняется: от простейшей игры до бесед, уроков, лекций, семинаров, презентаций, др.. Во время любого обучения, каким бы ни был его механизм ( алгоритм, способ), для формирования основного в самостоятельности – осознанного выбора Человеком того или иного решения – важно предложить как можно больше разного рода информации, связанной с предметом обучения. Это как на «шведском столе»: чем более он разнообразен, тем больше возможность выбора, а значит выше степень мотивации принятия самостоятельного решения.
Обучение современной хореографии в студии «Метаморфозы» можно сравнить с богатым по выбору «шведским столом». А я, как шеф-повар, пытаюсь все 25 лет существования своей студии сделать этот «шведский стол» современной хореографии ещё разнообразнее, ещё вкуснее, ещё интереснее, ещё богаче для выбора, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора моими учениками.
А ещё обучение современной хореографии в студии «Метаморфозы» можно сравнить с увлекательным плаванием по бурной полноводной реке. У этой реки есть неизменное направление, ОСНОВНОЕ русло и бесконечное число плывущих по ней судёнышек. А я, для самых маленьких из них, становлюсь надёжным лоцманом по этой незнакомой «реке». Почувствовавших вкус к плаванию по этой полноводной реке стараюсь увлечь разнообразием и богатством этого путешествия. А для закалённых пловцов открываю плёсы, перекаты, рукава этой бурной полноводной реки. Главное - все 25 лет существования своей студии пытаюсь, чтобы по этой «бурной полноводной реке» современной хореографии каждый плыл САМОСТОЯТЕЛЬНО, выбирая СВОЙ, неповторимый, интересный путь.
Выбирайте - какое сравнение вам больше по душе?! И – вперёд, в хореографические залы студии «Метаморфозы», осваивать современную хореографию!