Программа 1-го и 2-го годов обучения
Комплексная образовательная программа 1-го и 2-го годов обучения
1. «Основы хореографии»: 1 раз / неделю по 2 академических часа.
2. «Основы актерского мастерства и современных танцевальных направлений»: 1 раз / неделю по 2 академических часа.
По результатам освоения всех программ учащимся (на основе таблиц результативности):
- предлагается перейти на следующий год обучения
- рекомендуется повторить обучение по программам 1 года.
1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с детьми. Содержание программы. Правила поведения в хореографическом зале. Требования к внешнему виду и форме одежды занимающихся. Правила личной гигиены. Техника безопасности на занятиях.
Практика: Разучивание поклонов. Разучивание учебных рисунков. Колонка. Линия. Круг.
2. Разминочный материал
2.1 Разминка по кругу: Теория: Знакомство с терминами. Изучение правил выполнения.
Практика: Выполнения движений по кругу марши, подскоки, бег.
2.2 Разминка на середине: Теория: Правила выполнения прыжков на месте.
Практика: Прыжки на месте (различные комбинации).
2.3 Разминка в диагоналях: Теория: Объяснение правил выполнения движений в диагональном рисунке. Инструкция №115 по охране труда для учащихся на занятиях по хореографии.
галоп боковой (простой, с усложнением: поворот на 90º).
Практика: Полька лицом по ходу движения, вращения.
3. Партерная гимнастика
3.1 Гимнастика разогревательная: Теория: Знакомство со строением тела и названиями мышечных групп. Практика: Упражнения на разогрев всех групп мышц (спина, ноги, руки, стопы).
3.2 Освоение растяжек: Теория: Изучение правил выполнения упражнений на растяжку.
Практика: Выполнение упражнений на растяжку различных групп мышц.
3.3 Укрепление суставов: Теория: Обсуждение необходимости фиксирующих упражнений.
Практика: Освоение упражнений на фиксацию шейных и спинных отделов позвоночника.
4. Разучивание позиций ног и рук
4.1 Освоение позиций ног: Теория: Знакомство с позициями ног.
Практика: Упражнения на освоение 1,2,3,4,5 позиций.
4.2 Освоение позиций рук: Теория: Знакомство с позициями рук.
Практика: Упражнения на освоение подготовительной, I,II,III позиций; изучение первого port de bras.
5. Танцевальный материал
5.1 Изучение основных танцевальных движений: Теория: Знакомство с терминологией, изучение методики выполнения.
Практика: Выполнение движений: вынос ноги в сторону на пятку
“Ковырялочка” с притопом, шаги из стороны в сторону с выносом ноги на пятку, русский “ключ” с правой и левой ноги в медленном темпе, “Голубец”,“Веревочка”, изучение синкопы (синкопированная “ковырялочка”).
Для мальчиков: подготовка к присядке (упражнение “Мячик”), изучение присядки.
5.2 Комбинирование выученных движений в танце. Теория: Знакомство с характерами танцев различных народов. Практика: Этюды: русский, украинский, чешский.
5.3 Изучение репертуарного танцевального материала студии: Теория: Знакомство с музыкальным материалом. Разбор танцевальных партий.
Практика: изучение в форме учебных этюдов. “Цветочки” (спектакль “Сказ про Степу Черномора и кикимору Умору”), ”Розочки” и “бантики” (спектакль “ЧП в игрушечном салоне”), “Цыплята” (концертный номер), “Солдатики” (спектакль “ЧП в игрушечном салоне”), “Муравьи” (концертный номер), “Гномы” (концертный номер), «Солдат и балерина» (концертный номер).
6. Участие в программе «Я-Дворцовец!». Посещение мероприятий для обучающихся ГБНОУ «Санкт-Петербургского Дворца творчества юных».
7. Итоговое занятие. Выполнение разминочного материала. Исполнение партерной гимнастики. Показ выученных танцевальных комбинаций.
Автор-составитель программы: Иванова Ольга, педагог дополнительного образования
1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с детьми. Содержание программы. Правила поведения в хореографическом зале. Требования к внешнему виду и форме одежды занимающихся. Правила личной гигиены. Техника безопасности на занятиях.
Практика: Разучивание поклонов. Разучивание учебных рисунков. Колонка. Линия. Круг. Разучивание вариантов исполнения движений: стоя, сидя на банкетках.
2. Разминка.
2.1 Разминка на середине. Теория: Знакомство с терминологией. Инструкция №115 по технике безопасности «Охрана труда для учащихся на занятиях по хореографии». Правила внутреннего распорядка обучающихся ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
Практика: Поклоны. Поклоны в разных характерах. Разминка ступней из I джазовой позиции (N1), разминка ступней из I джазовой позиции (N2) + «Цветочек». Растяжка в “лягушку”.
2.2 Упражнения на внимание. Теория: Изучение терминологии. Беседы о связи внимания и правильности выполнения упражнений и игр.
Практика: Упражнения на внимание: по колонкам, по линиям, по колонкам и линиям. Упражнения «оркестр», «4 шага - 4хлопка», в круге: «Снежный ком», «в русском характере»; сидя на скамейках.
3. Актерско-пластические этюды
3.1.Пластические этюды. Теория: Знакомство с терминами «актёр», «этюд» и «пластика».
Практика: Пластические этюды: «цыплёнок», «кот», «паучок».
3.2 Голосовые этюды. Теория: Особенности объединения слова, жеста и движения.
Практика: Голосовые этюды. Этюды «Марионетка», «Неваляшка», «ноги». Разучивание текстов и движений к этюдам.
4. Основы современных танцевальных направлений.
4.1 Начальные движения джаз-танца. Теория: Что такое джаз-танец. Знакомство с терминами джаз-танца.
Практика: Изучение начальных движений джаз-танца. Упражнение “крест” на работу одних мышц тела с одновременной фиксацией других. Освоение понятия “сдвиг” нужной части тела. Простейшие движения под джазовую музыку - фортепьяно, фонограмма.
4.2 Начальные движения рок-н-ролла. Теория: Что такое рок-н-ролл. Знакомство с терминами рок-н-ролла.
Практика: Начальные движения рок-н-ролла. Основное положение. Сброс. Изучение простейших движений в стиле рок-н-ролл.
5. Импровизация. Теория: Знакомство с основными законами и приемами импровизации.
Практика: Импровизация на заданную тему: образ, настроение. Импровизация на передачу характера музыкального фрагмента. Импровизация на увиденный в спектакле студии образ или персонаж. Разучивание концертного номера из репертуара студии. Импровизация «Цыплята».
6. Участие в программе «Я-Дворцовец!». Посещение мероприятий для обучающихся ГБНОУ «Санкт-Петербургского Дворца творчества юных»
7. Итоговое занятие. Показ движений и комбинаций в стиле современных танцевальных направлений: джаз-танец, рок-н-ролл. Выполнение задания на импровизацию.
Автор-составитель программы: Елена Федорова, педагог дополнительного образования
1. «Основы хореографии» 1 раз/неделю по 2 академических часа.
2. «Основы актерского мастерства и современных танцевальных направлений»:
- либо 1 раз / неделю по 2 академических часа (72часа/год);
- либо 2 раза / неделю по 4 академических часа (144 часа/год).
Обоснование выбора количества часов по программе «Основы актерского мастерства и современных танцевальных направлений»: оптимальное количество часов занятий по программе 2 года обучения (72 или 144) выбирается с учётом готовности учебной группы освоить дополнительные разделы программы 2 года «Перкуссия в танце» и «Перкуссия в музыке».
1. Разминочный материал
1.1 Разминка по кругу: Теория: Обсуждение необходимости увеличения темпа. Практика: Увеличение темпа разминочных упражнений по кругу.
1.2 Разминка на середине: Теория: Обсуждение необходимости увеличения нагрузки. Практика: увеличение нагрузки в прыжках, добавление прыжковых комбинаций на выносливость, внимание и развитие памяти.
1.3 Разминка в диагоналях: Теория: Правила выполнения усложненных комбинаций.
Инструкция №115 по охране труда для учащихся на занятиях по хореографии. Практика: Усложнение комбинаций на польку, галоп и подскоки.
2. Партерная гимнастика
2.1 Силовые упражнения (у мальчиков): Теория: Изучения правил выполнения упражнений.
Практика: отжимания.
2.2 Освоение основных движений партерного экзерсиса: Теория: Знакомство с новыми терминами, правила выполнения упражнений. Практика: “рыбка”, поднимание ног из положения сидя на полу и упора руками за спиной (развитие мышц пресса), releve (вперед и назад), developpe (вперед и назад).
3. Начальное изучение классического экзерсиса
3.1 Вынимание ноги (одной рукой за палку): Теория: Изучение правил выполнения упражнений и
обсуждение последствий неграмотного выполнения. Практика: Освоение упражнения, держась одной рукой за станок другой – за пятку рабочей ноги.
3.2 Разучивание Port de bras: Теория: Обсуждение средств достижения гармоничного движения рук. Практика: Освоение 2 и 3 port de bras.
3.3 Освоение основных движений у станка (2-мя руками за палку): Теория: Знакомство с терминалогией, изучение правил выполнения движений. Практика: demi plie, b. Tendu, b. Fondu, r.d.j. par terre, relleve, gr. Battement.
4. Танцевальный материал
4.1 Освоение вальсовых движений: Теория: Изучение правил выполнения. Практика: balonce, вальсовый шаг с рондом ноги.
4.2 Освоение новых элементов характерного танца: Теория: Знакомство с терминологией, основные правила выполнения характерных движений. Практика: русский шаг (на целой стопе), русский шаг с различными акцентами (“удары”, “выбивание”, ”молоточек”) pas de bassque, бег из стороны в сторону (нога с фиксацией на cou de pied и на пятку), por de bras и русском характере, русский этюд (с использованием изученных элементов), немецкий этюд, чешский этюд, украинский этюд.
4.3 Изучение репертуара студии. Теория: Знакомство с музыкальным материалом, просмотр видеосюжетов, обсуждение увиденного. Практика: Мальчики: «Конница», «Мушкетеры» (спектакль «ЧП в игрушечном салоне»), «Грибники» (спектакль «Сказ про Степу Черномора и Кикимору Умору»), основные движения и комбинации к номеру «Блюз бродячих котов».
Девочки: «Мухоморы» (спектакль «Сказ про Степу Черномора и Кикимору Умору»), «Коты», основные движения и комбинации к номеру “На полянке”.
5. Участие в программе «Я-Дворцовец!».Посещение мероприятий для обучающихся ГБНОУ «Санкт-Петербургского Дворца творчества юных»
Автор-составитель программы: Иванова Ольга, педагог дополнительного образования
1. Разминка:
1.1 Развитие внимания. Теория: Роль внимания и его концентрации в музыкально-театральной деятельности. Инструкция №115 по технике безопасности «Охрана труда для учащихся на занятиях по хореографии».
Практика: Подготовка внимания. Поклоны. Поклоны в разных характерах. Упражнения на развитие внимания. Упражнения в русском, в японском характере. Игры на развитие внимания. Игры «Снежный ком», «Повтори движение».
1.2 Разминка всех мышц. Теория: Строение тела. Мышцы тела. Знакомство с простейшими упражнениями ежедневной разминки. Терминология, используемая для джазовых и классических позиций ног. Беседы о безопасном исполнении танцевальных движений с реквизитом, скакалкой. Беседы о формировании и развитии выносливости и координации.
Практика: Упражнение “крест” от мышц шеи до пояса. Разминка ступней по I джазовой и I классической позициям. Разогрев ступней «кисточка». Подготовка к пантомимическому шагу №1 по школе Этьена Декру. Подготовка ступней к упражнению «плот». Прыжки на скакалке. Разминка мышц спины со скакалкой.
2. Актерско-пластические этюды. Теория: Постановка актерских и пластических задач на выполнение этюда. Обсуждение просмотренных этюдов. Изучение текстов этюдов.
Практика: Этюды «Обезьянка», «Марионетка», «Неваляшка», «Беленький пушистенький котёнок».
3. Основы современных танцевальных направлений.
3.1 Изучение street-dance. Теория: Терминология изучаемых движений и техника их исполнения. Знакомство с понятиями «темп исполнения», «манера исполнения».
Практика: Изучение движений в стиле street-dance. Разучивание движений ”хип-хопа”, как одного танцевального направления из street-dance. Объединение выученных движений в простейшие комбинации.
3.2 Изучение рок-н-ролла. Теория: Разбор движений в стиле рок-н-ролл. Взаимосвязь темпа исполнения и амплитуды исполняемого движения. Направление перемещения во время танца по хореографическому залу. Перемещение по хореографическому залу по диагонали.
Практика: Комбинации 1 года обучения с ускорением темпа исполнения. Комбинации на середине. Перемещения по диагоналям в характере рок-н-ролла.
3.3 Изучение джаз-танца. Теория: Разбор движений джаз-танца. Изучение терминологии джаз-танца. Беседы о манере исполнения джаз-танца.
Практика: Изучение джазовых выпадов № 1 с руками, зафиксированными в исходном положении в паховых мышцах.
4. Импровизация.
4.1 Пластические этюды. Теория: Постановка задачи для выполнения этюда. Разбор темпа и настроения выполненного этюда.
Практика: Пластические этюды. Этюды на заданную тему «Во сне», «Краски», «Костер». Пластические этюды на заданную музыку разного темпа, настроения, жанра.
4.2 Голосовые этюды. Теория: Изучение текстов голосовых этюдов. Знакомство с приемами выполнения голосовых этюдов. Инструкция №129 по охране труда для учащихся при проведении занятий на сцене ТЮТа.
Практика: Голосовые этюды. Индивидуальные, парные, групповые упражнения с использованием речи.
5. Изучение репертуара. Теория: Знакомство с репертуаром студии для младшего и среднего возраста. Просмотр видеоматериалов спектаклей и творческих вечеров студии танца и пластики «Метаморфозы». Прослушивание музыкального материала. Знакомство с костюмами персонажей репертуарных номеров и спектаклей студии.
Практика: Разучивание пластики и движений “трав-цветов” и “огоньков” к балету “Цветок Купалы”. Разучивание движений “невылупившихся птенцов” из картины “Балет невылупившихся птенцов” и “Бабок-ёжек” из картины “Избушка на курьих ножках” из балета “Картинки с выставки”. Разучивание движений “комаров” и разговорных мизансцен “комаров”, движений “лягушек” и разговорных мизансцен “лягушек” из cпектакля “Сказ про Степу Черномора и кикимору Умору». Разучивание движений к концертным номерам студии для младшего и среднего возраста: “Кан-кан насекомых”, “Коты”, “Кантри”, “Кантри-club”, «В Африке», «Беленький пушистенький котёнок».
6. Участие в программе «Я-Дворцовец!». Посещение мероприятий для обучающихся ГБНОУ «Санкт-Петербургского Дворца творчества юных»
7. Итоговое занятие. Показ движений и комбинаций в стиле современных танцевальных направлений: street-dance, джаз-танец, рок-н-ролл. Выполнение задания на импровизацию.
Автор-составитель программы: Федорова Елена, педагог дополнительного образования
1. Разминка:
1.1 Развитие внимания. Теория: Роль внимания и его концентрации в музыкально-театральной деятельности. Инструкция №115 по технике безопасности «Охрана труда для учащихся на занятиях по хореографии».
Практика: Подготовка внимания. Поклоны. Поклоны в разных характерах. Упражнения на развитие внимания. Упражнения в русском, в японском характере. Игры на развитие внимания. Игры «Снежный ком», «Повтори движение».
1.2 Разминка всех мышц. Теория: Строение тела. Мышцы тела. Знакомство с простейшими упражнениями ежедневной разминки. Терминология, используемая для джазовых и классических позиций ног. Беседы о безопасном исполнении танцевальных движений с реквизитом, скакалкой. Беседы о формировании и развитии выносливости и координации.
Практика: Упражнение “крест” от мышц шеи до пояса. Разминка ступней по I джазовой и I классической позициям. Разогрев ступней «кисточка». Подготовка к пантомимическому шагу №1 по школе Этьена Декру. Подготовка ступней к упражнению «плот». Прыжки на скакалке. Разминка мышц спины со скакалкой.
2. Актерско-пластические этюды. Теория: Постановка актерских и пластических задач на выполнение этюда. Обсуждение просмотренных этюдов. Изучение текстов этюдов.
Практика: Этюды «Обезьянка», «Марионетка», «Неваляшка», «Беленький пушистенький котёнок».
3. Основы современных танцевальных направлений.
3.1 Изучение street-dance. Теория: Терминология изучаемых движений и техника их исполнения. Знакомство с понятиями «темп исполнения», «манера исполнения».
Практика: Изучение движений в стиле street-dance. Разучивание движений ”хип-хопа”, как одного танцевального направления из street-dance. Объединение выученных движений в простейшие комбинации.
3.2 Изучение рок-н-ролла. Теория: Разбор движений в стиле рок-н-ролл. Взаимосвязь темпа исполнения и амплитуды исполняемого движения. Направление перемещения во время танца по хореографическому залу. Перемещение по хореографическому залу по диагонали.
Практика: Комбинации 1 года обучения с ускорением темпа исполнения. Комбинации на середине. Перемещения по диагоналям в характере рок-н-ролла.
3.3 Изучение джаз-танца. Теория: Разбор движений джаз-танца. Изучение терминологии джаз-танца. Беседы о манере исполнения джаз-танца.
Практика: Изучение джазовых выпадов № 1 с руками, зафиксированными в исходном положении в паховых мышцах.
4. Перкуссия в музыке.
4.1 Метроритм в музыке. Теория: Метр - непрерывное чередование сильных и слабых долей. Равномерность метрического развития. Понятие музыкального размера. Ритм - чередование звуков различной длительности в их последовательности, образующих ритмический рисунок. Ритм – один из основных элементов выразительности в музыке. Неразрывная взаимосвязь метра и ритма – понятие метроритм.
Практика: Определение акцентированных ударов пульса в музыке – сильных долей. Определение музыкального размера. Изучение основных ритмических длительностей. Определение ритмических длительностей в заданной хлопками последовательности в музыкальном произведении в песне.
4.2 Перкуссия. Перкуссионные инструменты. Теория: Происхождение перкуссионных инструментов и их использование в традиционных культурах. Национальные перкуссионные инструменты. Элементы методики музыкального воспитания К. Орфа. Русские народные перкуссионные инструменты. Изучение восьми основных простейших ритмических формул в размере 2/4. Понятие канон, ритмическая полифония.
Практика: Знакомство с перкуссионными инструментами: бубны, ложки, трещотки, бубенцы, кастаньеты, маракасы. Правила звукоизвлечения на перкуссионных инструментах. Простейшие ритмические рисунки в исполнении перкуссионных инструментов. Работа с перкуссионными инструментами: упражнение «эхо» - повтор ритмических формул за педагогом, затем друг за другом. Повтор ритмического рисунка стихотворения, песни, музыкальной пьесы. Создание перкуссионной пьесы из различных ритмических формул. Ритмическая полифония на основе декламации. Ритмическая полифония с перкуссионными инструментами. Создание ритмического канона.
4.3 Перкуссия и пение. Теория: Ритмическое сопровождение мелодии. Ритмическое сопровождение своего пения с помощью перкуссионных инструментов.
Практика: Подбор подходящей ритмической формулы к звучащей мелодии (педагог играет на инструменте, затем звучит запись пьесы), подходящего перкуссионного инструмента. Чередование нескольких ритмических формул в качестве сопровождения к музыкальной пьесе, в исполнении нескольких групп детей (сначала хлопками, щелчками и притоптываниями, затем с помощью перкуссионных инструментов). Создание партитуры сопровождения музыкальной пьесы, в которой участвуют одновременно несколько групп детей, исполняющих на разных перкуссионных инструментах различные ритмические формулы.
Более сложный этап – сопровождение своего пения (народные песни) перкуссионными инструментами, создание ритмической партитуры.
4.4 Импровизация. Теория: Перкуссионная импровизация на заданную ритмическую формулу. Перкуссионная импровизация на мелодию и песню
Практика: Сочинение собственной ритмической формулы в ответ на заданную педагогом в процессе игры «Эхо». Затем, учащиеся по очереди задают друг – д ругу ритмо-формулы и импровизируют ответ на них. Ответ должен быть такого-же размера, как и заданная формула. Сочинение ответа на стихотворную фразу, музыкальную фразу. Импровизация перкуссионного сопровождения к звучащей мелодии, к собственному пению.
5. Перкуссия в танце.
5.1 Русские хлопушки – топотушки. Теория: История русского танца (в деревне, в городе). Терминология (хлопок, удар, перкуссионные инструменты человеческого тела: ладошки, ступни). Особенности извлечения звука ладонями и ступнями. Техника безопасности. Объяснение выполнения изучаемого движения. Разбор исполнения выполненного движения.
Практика: Комбинация с чередованием хлопков и звуков, издаваемых учащимся. Комбинация с хлопками и простыми движениями (выпад, поворот, наклон, присед). Примерка-подбор характерной обуви с учащимися. Комбинация №1 в характерной обуви (туфли, сапоги) с чередованием ударов ступнёй и декламацией. Комбинация №2 в характерной обуви с ударами, стоя на месте. Комбинация №3 в характерной обуви с ударами, с продвижением (в одну/другую сторону, с поворотом вокруг себя, с выходом вперёд/назад и возвращением в исходное положение).
5.2 Топотушки с перкуссионными инструментами. Теория: Правила использования перкуссионных инструментов во время движения (бубенцы, ложки, бубны, палка-трость). Техника безопасности. Объяснение выполнения изучаемого движения с использованием перкуссионных инструментов. Разбор исполнения движения, комбинации, танцевального этюда.
Практика: Движение с бубенцами. Движение с ложками. Движение с бубном. Движение с палкой-тростью. Комбинация N 1 с одновременным использованием бубенцов и ложек. Комбинация N 2 с одновременным использованием бубенцов и палки-трости. Танцевальный этюд в характерной обуви, с одновременным использованием всех перкуссионных инструментов.
5.3 Ступня в туфельке и без. Теория: Беседа о специальной обуви для танца «стэп». История возникновения танца «степ». Испанский национальный танец «фламенко». Африканский танец в «круге». Техника безопасности. Особенности извлечения звука частями ступни в специальной обуви для степа. Объяснения и разбор выполняемых ударов, движений, комбинаций
Практика: Примерка-подбор степовой обуви с учащимися. Удары: передней частью ступни, пяткой, всей ступнёй. Степовый шаг и степовый бег. Удар целой ступнёй во фламенко. Сравнительный анализ техники исполнения удара в степе и во фламенко. Комбинация в технике фламенко. Афро – шаг босиком. Комбинация босиком.
6. Изучение репертуара. Теория: Знакомство с репертуаром студии для младшего и среднего возраста. Просмотр видеоматериалов спектаклей и творческих вечеров студии танца и пластики «Метаморфозы». Прослушивание музыкального материала. Знакомство с костюмами персонажей репертуарных номеров и спектаклей студии.
Практика: Разучивание пластики и движений “трав-цветов” и “огоньков” к балету “Цветок Купалы”. Разучивание движений “невылупившихся птенцов” из картины “Балет невылупившихся птенцов” и “Бабок-ёжек” из картины “Избушка на курьих ножках” из балета “Картинки с выставки”. Разучивание движений “комаров” и разговорных мизансцен “комаров”, движений “лягушек” и разговорных мизансцен “лягушек” из cпектакля “Сказ про Степу Черномора и кикимору Умору». Разучивание движений к концертным номерам студии для младшего и среднего возраста: “Кан-кан насекомых”, “Коты”, “Кантри”, “Кантри-club”, «В Африке», «Беленький пушистенький котёнок».
7. Участие в программе «Я-Дворцовец!». Посещение мероприятий для обучающихся ГБНОУ «Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных».
8. Итоговое занятие . Показ движений и комбинаций в стиле современных танцевальных направлений: street-dance, джаз-танец, рок-н-ролл. Выполнение задания на импровизацию.
Авторы-составители программы: Елена Федорова, Елена Пономаренко, педагоги дополнительного образования